Документальная хроника
Сочинения
Фотоальбом
Дискография
Шостакович сегодня
Об авторах
Информационные ресурсы




1946

16 декабря – премьера Третьего Квартета (ор.73).

Восьмая и Девятая симфонии исполняются в Париже и Лондоне (ор.65 и ор.70).

24 сентября 1946 г. 
«Я живу хорошо. Здоров. Завтра мне исполнится 40 лет, через 10 будет уже 50».
(Из письма И. Гликману).

10 августа 1946 г., Келломяки. 
«Скоро начинается учебный год. У меня, на ближайший, 1946–47 год, осталось только два студента: Галынин и Макаров. Мне кажется, что это очень мало, для того, чтобы называться профессором Московской консерватории и получать соответствующую зарплату. Иметь большой класс мне не хочется. Если можно будет в ближайшем году иметь 4–5 учеников, то это было бы вполне хорошо.<...> Для педагога (а мне хочется стать педагогом) даже интересно иметь не слишком подвижных учеников, и сделать из них хороших мастеров».
(Из письма С. Богатыреву).

19 апреля 1946 г. 
(Секретно)
«Комитет по Сталинским премиям в области искусства и литературы закончил работу по отбору кандидатов на Сталинские премии за 1945 год.
Решения Комитета в отдельных своих частях нуждаются, по-моему мнению, в существенных коррективах.
В облаcти музыки (по разделу «крупные инструментальные произведения) Сталинскую премию второй степени намечено присудить композитору Д. Д. ШОСТАКОВИЧУ за симфонию № 9. Это произведение не представляет значительной художественной ценности. Симфония № 9 исполнялась в нескольких концертах и не получила высокой оценки советской общественности. Считал бы целесообразным поэтому исключить Д. Д. ШОСТАКОВИЧА из числах кандидатов на Сталинскую премию за 1945 год. Необходимо указать, что Д. Д. ШОСТАКОВИЧУ уже трижды присуждались Сталинские премий за его произведения прошлых лет».
(Из докладной записки Секретарю ЦК ВКП(б) Маленкову).
 
25 сентября 1946 г.  
«Я получил через ВОКС пластинки из США с записью моих Второго квартета и Трио. Что касается Трио, то оно записано и исполнено хорошо, вполне корректно. Если и имеются некоторые недочеты исполнения, то они весьма незначительны, чтобы можно было упрекать исполнителей в недобросовестности и нарушении правил этики. Запись квартета заставила меня обратиться к Вам. Исполнители квартета проявили верх недобросовестности. Вот перечень безобразий, имеющихся в записи. В первой части они выпустили очень важное повторение экспозиции. Во второй части они сделали несколько антихудожественных и бессмысленных купюр. Кроме того, исполнители до такой степени утратили чувство артистической чести, что почти всю вторую часть сыграли не вместе: виолончель почти все время играла на один такт позади других инструментов. Это доказывает, что исполнители не потрудились изучить исполняемую ими музыку. Они играли ее не зная. Наконец, они не постеснялись в таком безобразном исполнении записаться и даже переслать эту запись нам. В последней части, которую я не дослушал до конца, столь сильно было мое возмущение, исполнители так же позволяли себе сделать отвратительные купюры. <...> Я прошу ВОКС защитить мою авторскую честь и сделать так, чтобы подобные безобразия не повторялись. <...> Так, например, в одном из музыкальных бюллетеней Вокс'а, я читал, что г-н Стоковский «свел» мою 8-ю симфонию к 20 минутам, в то время как она длится 1 час 5 минут. Я еще раз прошу Вас защитить мои авторские интересы».
(Из письма В. Кеменову, председателю Всесоюзного общества культурной связи с заграницей).







1906-1915
1916-1918
1919
1920-1921
1922
1923
1924
1925
1926
1927
1928
1929
1930
1931
1932
1933
1934
1935
1936
1937
1938
1939
1940
1941
1942
1943
1944
1945
1946
1947
1948
1949
1950
1951
1952
1953
1954
1955
1956
1957
1958
1959
1960
1961
1962
1963
1964
1965
1966
1967
1968
1969
1970
1971
1972
1973
1974
1975
РУС
ENG