Документальная хроника
Сочинения
Фотоальбом
Дискография
Шостакович сегодня
Об авторах
Информационные ресурсы




1953

13 ноября – премьера Четвертого квартета (ор.83).

3 декабря– премьера Пятого квартета (ор.92).

17 декабря – премьера Десятой симфонии (ор.93).

Участие в фестивале «Пражская весна».

8 мая 1953 г.
(Секретно)
«Шостакович не торопится выступить в оперном жанре, не ищет достойной темы и хорошего либреттиста. Он предпочитает сочинять музыку для кино, хоры, квартеты и другие произведения, не требующие особого труда, усилий и ответственности.
Министерство культуры и Союз советских композиторов не привлекают Шостаковича к работе над оперой и тем самым мало помогают ему в том, чтобы он твердо и окончательно укрепился на реалистических позициях».
(Из докладной записки ЦК КПСС).
 
9 апреля 1953 г., Москва.
«Многоуважаемый Николай Семенович!
Вчера (18 апреля) оркестр радиокомитета исполнил мою 7-ю симфонию. <...> Я не музыкальный критик и не музыковед. Писать о музыке не умею. Но как слушатель своего сочинения я пережил вчера такую радость, что описать это невозможно.<...> Я приношу Вам мою горячую благодарность».
(Из письма Н. Голованову).

19 апреля 1953 г.
«Ваше изумительное, совершенное исполнение убедило меня в том, что иногда я могу сочинять музыку. А ведь это для меня так нужно, что Вы не можете себе представить».
(Из письма Е. Мравинскому).

8 мая 1953 г.
(Совершенно секретно)
«Считаем необходимым доложить Вам о неблагополучном положении дел с созданием советской оперы.
1. Состояние оперного творчества.
Количественная характеристика. Несмотря на некоторое оживление в работе композиторов над оперой и на расширение круга оперных авторов после постановления ЦКВКП(б) от опере в 1948 году, все же должной перестройки в деле создания оперы, особенно на тему современности, за последние годы не произошло. Положение остается тяжелым и реальных перспектив коренного улучшения в оперном творчестве пока не имеется.<...>
И большинство композиторов или совсем не работает над оперой, или работает недопустимо вяло. Их работа не организуется и не направляется Министерством культуры СССР и Союзом советских композиторов. <...>
Д. Шостакович. Этот крупнейший и бесспорно талантливейший композитор также в течение многих лет не обращается к оперному жанру. Созданная им музыка к ряду кинофильмов и даже написанная им ранее формалистическая опера «Леди Макбет», несмотря на свои серьезные пороки и формалистический характер, свидетельствуют о больших возможностях композитора, его безусловной способности создать именно оперную музыку.
Однако Шостакович в известной степени подвержен идеологическим шатаниям: он находится под заметным влиянием групповщины, имеющей место среди композиторов. Серьезные сигналы о противоречивых влияниях и тенденциях в жизни и деятельности этого композитора свидетельствуют о том, что он до конца и искренне в идейно-художественном отношении все еще не перестроился.
Шостакович не торопится выступить в оперном жанре, не ищет достойной темы и хорошего либреттиста. Он предпочитает сочинять музыку для кино, хоры, квартеты и другие произведения, не требующие особого труда, усилий и ответственности.
Министерство культуры и Союз советских композиторов не привлекают Шостаковича к работе над оперой и тем самым мало помогают ему в том, чтобы он твердо и окончательно укрепился на реалистических позициях».
(Из докладной записки Секретарю ЦК КПСС тов. Поспелову П. Н.).

Геннадий  Рождественский:
«Очень интересным было отношение Дмитрия Дмитриевича к темпам своих сочинений. Я слышал, что, якобы, у него был сломанный метроном всю жизнь.
Я вспоминаю, когда я готовил к исполнению Десятую симфонию, я попросил Дмитрия Дмитриевича о встрече. Он был столь любезен, что подарил мне часы своего драгоценного времени и даже сыграл со мной в четыре руки симфонию.
Я помню, что Скерцо было сыграно совершенно в бешеном темпе, и я считал, что этого хочет автор, и поэтому подгонял все больше и больше, а как выяснилось потом, он не хотел останавливать меня. Получился темп абсурдный, и я спросил его, действительно ли в таком темпе следует играть? Он ответил: «Нет, это должно идти почти что в полтора раза медленнее».
Помню в Париже исполнение Е. Мравинским Пятой симфонии, на котором присутствовал Дмитрий Дмитриевич. После исполнения в дирижерской комнате к Дмитрию Дмитриевичу подошел Константин Сильвестри и спросил, как он относится к темпам, которые сегодня брал Мравинский в этой симфонии. Дмитрий Дмитриевич ответил, что темпы были великолепные. Тогда Сильвестри показал ему партитуру и говорит: «Ну как же так, ведь темпы, которые обозначены у вас в партитуре, не соответствуют тем, которые были исполнены». Он ответил, как-то несколько смутившись: «Ну и темпы в моей партитуре тоже правильные». Я думаю, что для него была важна убедительность интерпретации, передача духа сочинений, а не буквальное следование метрономным знакам или словесным обозначениям, исполнение, которое его убедило, видимо, было для него важнее, чем то, что он сам написал».
(Из интервью, взятого О. Дворниченко).







1906-1915
1916-1918
1919
1920-1921
1922
1923
1924
1925
1926
1927
1928
1929
1930
1931
1932
1933
1934
1935
1936
1937
1938
1939
1940
1941
1942
1943
1944
1945
1946
1947
1948
1949
1950
1951
1952
1953
1954
1955
1956
1957
1958
1959
1960
1961
1962
1963
1964
1965
1966
1967
1968
1969
1970
1971
1972
1973
1974
1975
РУС
ENG