Документальная хроника
Сочинения
Фотоальбом
Дискография
Шостакович сегодня
Об авторах
Информационные ресурсы




1963

8 января – Премьера оперы «Катерина Измайлова» в новой редакции на сцене театра им. Станиславского и Немировича- Данченко.

2 декабря – премьера в Лондоне (ор.29/114).


«В этом году я немало поездил по родной стране, принимал участие в декадах советской музыки в Молдавии и Киргизии. Десять дней нашего пребывания в замечательной республике пролетели стремительно. За эти дни состоялось около 30 выступлений. Встречи проходили даже на автострадах, по которым двигалась колонна, на высокогорных пастбищах, хлопковых полях мы встречали высококультурных людей. Мы убедились в том, что коммунизм – это не только мечта, но и реальная действительность».
(Правда, 1963. 14 июня).

10 января 1963 г., Москва.
«Симфония в ближайшее время исполняться не будет. Вряд ли я сумею там что-либо переделать».
(Из письма М. Шагинян).
 
15 февраля 1963 г., Москва.
«Все мои рукописи хранятся в Архиве, и мне не хотят их отдавать без возврата.
Напишу что-нибудь, тогда пошлю. Сейчас я очень занят трудоемким и тяжелым делом: правлю много корректур. Занятие тяжелое и утомительное. <...>
Новые стихи Евтушенко мне не нравятся. Однако вопрос стоял так: или новые стихи, или без них. Я, видно, смалодушничал».
(Из письма М. Шагинян).

5 августа 1963 г., Жуковка.
«...я вернулся в Москву из Армении, где в Дилижане провел месяц. <...>
Сейчас я живу на даче. В городе бываю редко. Занимаюсь музыкальным ремеслом. Соркестровал виолончельный концерт  Шумана. Оркестрирую две очень хорошие пьесы покойного А. Давиденко – «На десятой версте» и «Улица волнуется».
С сочинением пока ничего не выходит».
(Из письма М. Шагинян).

Э. Андреева (исполнительница партии Катерины Измайловой):  
«Однажды после репетиций – а Дмитрий  Дмитриевич присутствовал на всех репетициях – мы пошли в класс, и он сам начал мне аккомпанировать... Это была ария «В лесу есть озеро»... И когда он начал играть, в его аккордах была такая мощь, такая сила, он так это сыграл, что, хотя он ничего и не сказал, никаких советов, эта сила, казалось, передавалась, шла от его музыки... Я этого никогда не забуду...
Запись оперы «Катерина Измайлова» получила в Париже «Гран-при».
Дмитрий Шостакович был так счастлив, когда выходил на сцену после премьеры, – овации были невероятные, я таких не видела никогда...»
(Из интервью, взятого О. Дворниченко).

23 августа 1963 г., Москва.  
«...у меня к Вам такого рода дело. Я хочу Вам и всем аспирантам продемонстрировать «Реквием» Б. Бриттена. У меня имеется пластинка этого произведения. И я очень хочу всех Вас познакомить с этим, как мне кажется, почти великим произведением. Есть у меня и партитура «Реквиема». Можно будет слушать и смотреть партитуру. «Реквием» длится около полутора часов. Я прошу Вас организовать это дело. Может быть, у Вас или у кого из Ваших друзей есть проигрыватель. И если бы мы имели возможность сэксплуатировать этот проигрыватель и прослушать «Реквием», это было бы здорово. Если в консерватории есть проигрыватель, то можно это было сделать и в классе. Если же там нету, то поедем туда, где он есть. Если это будем делать в консерватории, то особенно не приглашайте слушателей, а то народу набьется видимо- невидимо. Будет тесно, неудобно.
«Реквием» Вам и Вашим товарищам необходимо прослушать. Необходимо Вам познакомиться с этим произведением замечательного композитора. Вот и все, о чем я хотел Вас известить».
(Из письма Б. Тищенко).

2 октября 1963 г.
«Если можно будет провести в жизнь мысль о демонстрации в Горьком произведений моих учеников, то прошу Вас написать каждому из них письмо приблизительно такого содержания:
Уважаемый ...!
Тогда-то в Горьком состоится такой-то фестиваль. Мы намечаем в этом фестивале показать произведения учеников Д. Д. Шостаковича. Сообщите, пожалуйста, какое свое сочинение Вы хотели бы продемонстрировать на фестивале.
Директор Горьковской филармонии Г. Никитин.
Главный дирижер И. Гусман.
Конечно, Вы в ответ получите обилие названий. Эти названия перешлите мне. А я уж отберу то, что имело бы смысл показать на фестивале.
Такого рода письма я прошу Вас послать следующим моим ученикам:
Болдырев Игорь Георгиевич
Бунин Револь Самуилович
Гаджибеков Султан Исмаил оглы
Гаджиев Ахмет Джевдет Исмаил оглы
Галынин Герман Германович
Добрый Иосиф Павлович
Евлахов Орест Александрович
Караев Кара Абульфаз оглы
Кацнельсон Моисей Аронович
Клюзнер Борис Лазаревич
Кусс Маргарита Ивановна
Левиев Минасай Бетьянович
Левитин Юрий Абрамович
Леман Альберт Семенович
Лобковский Абрам Михайлович
Львов-Компанеец Давид Львович
Макаров Евгений Петрович
Маклаков Владимир Алексеевич  
Матвеев Михаил Александрович
Назирова Эльмира Рза кызы
Окунев Герман Григорьевич
Ростропович Мстислав Леопольдович
Сарьян Лазарь Мартиросович
Свиридов Георгий Васильевич
Смирнов Кузьма Алексеевич
Тигранян Вартан Арменович
Уствольская Галина Ивановна
Хачатурян Карэн Суренович
Чайковский Борис Александрович
Чугаев Александр Георгиевич
Белов Геннадий Григорьевич
Мнацаканян Александр Дериникович
Успенский Владислав Александрович
Тищенко Борис Иванович.
Как видите, список получился солидный.
Естественно, не все из этого списка смогут участвовать в концерте. Но если бы можно было организовать два концерта, то это было бы очень хорошо.
(Из письма И. Гусману).


Секретарю Центрального Комитета КПСС
Тов. Ильичеву
В январе и феврале 1963 года в Москве состоялись четыре концертных исполнения 13-й симфонии Д. Шостаковича.
Не все части симфонии равноценны. Так,  подавленность, излишне мрачноватый колорит свойственны тексту и музыке III части «В магазине». В I части – «Бабий яр» – музыка в целом воспринимается как скорбный реквием фашизма. Вместе с тем общему возвышенному строю музыки порой противоречат своей односторонней заостренностью отдельные реплики текста.
В настоящее время в Союзе композиторов СССР с настойчивыми просьбами предоставить для исполнения партитуру 13-й симфонии Шостаковича обращаются концертные организации нашей страны, а также музыкальные учреждения и дирижеры зарубежных стран: Чехословакии, Болгарии, ГДР, США, ФРГ, Японии, Англии и др.<...>
Просим указаний по этому вопросу.
Первый Секретарь Союза композиторов СССР Т. Хренников.
(Из письма в ЦК КПСС).

15 мая 1963.
(Секретно)
«Союз композиторов СССР /т. Хренников/ обратился с письмом о Тринадцатой симфонии Д. Шостаковича, где ставился вопрос о широком исполнении этого произведения в Советском Союзе и за  рубежом.<...>
...считали бы нецелесообразным широкое исполнение этой симфонии в концертных организациях страны. Следовало бы поручить Министерству культуры СССР /т. Фурцевой/ в дальнейшем ограничить исполнение Тринадцатьй симфонии. Д. Шостаковича и определить порядок ее распространения.
Тов. Хренников сообщает также, что в Союз композиторов СССР обращаются многочисленные зарубежные концертные организации с просьбой предоставить для исполнения партитуру Тринадцатой симфонии. Считали бы нецелесообразным удовлетворять эти заявки и передавать партитуру Тринадцатой симфонии в зарубежные страны.
Полагали бы также необходимым поручить журналу «Советская музыка» /т. Грошевой/ выступить с принципиальной оценкой Тринадцатой симфонии т. Шостаковича.
Просим согласия».
(Из докладной записки ЦК КПСС).

Евгений Мравинский:
– Творчеству многих художников присуща верность одной идее. Как бы Вы сформулировали эту идею у Шостаковича?
– Гражданственность – главная тема у Шостаковича... Является ли героем народ – безусловно. Боль о народе и забота большая. У Шостаковича народ – как итог множества людей.
У Мусоргского тоже герой – народ. Но у Мусоргского мы не задаем вопрос – много ли там людей. «Народ» – несколько в шестидесятническом смысле. Таков «народ» и в сцене под Кромами и в сцене у Василия Блаженного. «Хлеба народу!»
У Шостаковича же боль за человека, каждого человека, который составляет народ. И в этом смысле Шостакович одержим... Депутатство Шостаковича – это тоже очень важно. Видеть не может, когда кому-то плохо. Не пройдет мимо, и никогда не проходит. Он будет об этом помнить, писать письма, добиваться. И в этом отношении это совершенно удивительный человек. Сказать же, что он добрый – никак не скажешь.
Темы добра и зла – можно по-разному изображать зло в искусстве. Весь вопрос – для чего. У Шостаковича зло не ради зла изображено. Можно изображать добро и получатся конфетные коробки. Были и есть тому примеры. Но Шостакович – стоик. Он пишет такие мудрые, высокие, веселые вещи! Разве обязательно нужно симфонию кончать литаврами, как в Пятой? Совсем не обязательно!
Я замечал – между частями, если зал действительно захвачен музыкой – он громко вздыхает – выдыхает воздух. Люди как бы выныривают из глубин, в которые были погружены. Глубин, которые, может быть, некоторым из них и не свойственны.
– Каждому времени в искусстве созвучны какие-то времена, стили в искусстве прошлого. С кем из художников, писателей Вы могли бы сопоставить Шостаковича?
– Шостакович – Гойя наших дней. Да, Гойя наших дней...
(Из интервью, взятого О. Дворниченко).

 







1906-1915
1916-1918
1919
1920-1921
1922
1923
1924
1925
1926
1927
1928
1929
1930
1931
1932
1933
1934
1935
1936
1937
1938
1939
1940
1941
1942
1943
1944
1945
1946
1947
1948
1949
1950
1951
1952
1953
1954
1955
1956
1957
1958
1959
1960
1961
1962
1963
1964
1965
1966
1967
1968
1969
1970
1971
1972
1973
1974
1975
РУС
ENG