Документальная хроника
Сочинения
Фотоальбом
Дискография
Шостакович сегодня
Об авторах
Информационные ресурсы




1967

23 октября – премьера Вокально- инструментальной сюиты «Семь стихотворений Александра Блока» (ор.127).

26 сентября – премьера Второго концерта для скрипки с оркестром (ор.129).

16 сентября – премьера Симфонии- поэмы «Октябрь» (ор.131).

Кинофильм «Софья Перовская» (ор.132).

3 февраля 1967 г., Москва.
«Разочаровался я в самом себе. Вернее, убедился в том, что я являюсь очень серым и посредственным композитором... Однако, сочинение музыки – влечение рода недуга – преследует меня...»
(Из письма И. Гликману).

30 августа 1967 г., Жуковка.  
«Очень жалко, что Вам не удалось пожить в Беловежской пуще... Удивительно прекрасное место земного шара...»
(Из письма Б. Тищенко).

30 сентября 1967 г., Кунцево.
«Рапортую: Есть 75%. (Правая нога сломана, левая нога сломана, правая рука дефективная. Теперь надо повредить левую руку, и тогда все 100% конечностей будут не в порядке)».
(Из письма Б. Тищенко).
 
7 июня 1967 г.
Председателю починковского райисполкома
«Направляю Вам заявление моего избирателя А. Г. Бочкарева, проживающего в селе Уч Майдан с жалобой, что несмотря на Ваше указание Майданскому Совету произвести ремонт крыши дома, в котором он проживает – до сих пор ничего не сделано.
Прошу Вас лично проверить причину невыполнения Вашего распоряжения и сообщить мне.
Д. Шостакович».

24 февраля 1967 г.
Председателю горисполкома Тов. Зотикову И. В.
«Уважаемый Илиодор Васильевич!
Мой избиратель Н. Я. Сазонов живет в очень тяжелых жилищных условиях. Я убедительно прошу Вас лично познакомиться с его делом и помочь ему в улучшении его жилищно-бытовых условий. О принятых Вами мерах прошу сообщите мне по адресу Москва, К-9, ул. Неждановой, 8/10, корп. 2, кв. 23.
 
Заявление Н. Я. Сазонова при сем прилагаю с приложением к нему на 10 листах».

24 января 1967 г., Москва.
«У меня особых перемен в жизни нет. Чувствую себя хорошо. Каждый день пытаюсь что-нибудь сочинить. Но ничего не получается, от этого мало оптимизма. С другой стороны, вспоминаю биографию Сибелиуса. Последние многие годы своей жизни он ничего не сочинял и занимал лишь должность Гордости финского народа. Эта должность превосходно оплачивалась: квартира, дача, достойная субсидия и т. п. Сам же Сибелиус хлестал коньяк и слушал разного рода музыку на пластинках. Вот мне бы так.
А забот у меня много, очень много. Сил мало.
<...> До сих пор, после болезни, не пью. Я также и не курю.
Потерял я с этим очень много. Однако возобновлять питье не могу из-за какого-то дурацкого страха».
(Из письма И. Гликману).

3 февраля 1967 г., Москва.  
«Много думаю о жизни, смерти, карьере. Так, вспоминая о жизни некоторых известных (я не говорю великих) людей, прихожу к заключению, что все они вовремя померли. Например: Мусоргский умер преждевременно. То же можно сказать и о Пушкине, Лермонтове и некоторых других. А вот П. Чайковский должен был умереть раньше. Он немного зажился и потому смерть, вернее, последние дни его жизни были ужасны.
То же относится к Гоголю, Россини, может быть, к Бетховену. Они, а также и многие другие, как известные (великие), так и неизвестные люди пережили тот рубеж жизни, когда она (жизнь) уже не может приносить радость, а приносит лишь разочарование и ужасные события. Читаешь ты эти строки, и небось, думаешь: к чему это он так пишет? А к тому, что я, несомненно, зажился. Я в очень многом разочаровался и жду очень много ужасных событий. Разочаровался я в самом себе. Вернее, убедился в том, что я являюсь очень серым и посредственным композитором. Оглядываясь с высоты своего 60-летия на «пройденный путь», скажу, что дважды мне делалась реклама («Леди Макбет Мценского уезда» и 13-я симфония). Реклама, очень сильнодействующая. Однако же, когда все успокаивается, становится на свое место, получается, что и «Леди Макбет» и 13-я симфония – фук, как говорится в «Носе».
Однако мысль, которую я сейчас изложил, ужасная мысль. Мне осталось жить еще 10 лет, но тянуть эту ужасную мысль в течение этих лет... Нет! Не хотелось мне быть на моем месте.
Однако сочинение музыки – влечение типа недуга – преследует меня.
Сегодня я закончил 7 романсов на стихи Блока».
(Из письма И. Гликману).

12 апреля 1967 г., Жуковка.
«Живу я на даче, т. к. в городе у меня на квартире идет капитальный ремонт и жить там сейчас просто очень трудно.
За последнее время я сочинил семь романсов на слова А. Блока. Поет их сопрано, а сопровождает виолончель и фортепиано <...> Партия рояля легкая, и я могу ее играть сам.<...>
Кроме этого сочинил я скрипичный концерт, второй по счету.
Много разных планов на будущее, но мало сил и энергии. Писать я стал медленнее и труднее».
(Из письма М. Шагинян).

20 мая 1967 г., Жуковка.
«Я закончил новый скрипичный концерт. Писал его с мыслями о Вас.
Много раз я Вам звонил, но никто у Вас не отвечал.
Когда Вы вернетесь домой, позвоните мне пожалуйста... Очень хочу показать Вам концерт, хотя сделать это мне ужасно трудно.
Если концерт не вызовет у Вас протеста, то велико будет мое счастье. А если Вы его сыграете, то счастье мое будет столь  велико, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Если не будет Вашего возражения, то мне очень хотелось посвятить концерт Вам.
Крепко жму руку. Звоните
Ваш Д. Шостакович».
(Из письма Д. Ойстраху).

15 июня 1967 г., Жуковка.
«Сейчас прослушал Вашу симфонию. Слушал я ее уже много раз. Пожалуй, знаю ее теперь очень хорошо. Спасибо горячее за посвящение. Для меня это большая честь и  большая радость. Каждый раз, когда запускаю симфонию, я беру партитуру и задаюсь благим намерением исправить ошибки и сделать некоторые редакционные поправки. Но очень скоро заслушиваюсь и забываю об этом.
В следующий раз обязательно напишу Вам о всех замеченных «опечатках». Их немного, но около десятка я обнаружил.
Иногда Вы забываете, что человек – животное дышащее, и пишете духовым, особенно деревянным так, что не даете им дышать. Потом об этом вспоминаете и делаете для них паузы, иногда несколько искусственные. И эти моменты я Вам укажу, но в следующий раз.
Я люблю красивые гармонии, и меня ужасно радуют такты 479 и ему подобные. Мне кажется, что сейчас к гармонии относятся скептически. Это меня огорчает.
Не забывайте меня. Сообщайте о себе, о своей семье<...>».
(Из письма Б. Тищенко).

15 июля 1967 г., Репино
«Дорогой Давид Федорович! Спасибо Вам за письмо. Для меня большой радостью было узнать, что 1-ю и 2-ю части Вы уже знаете наизусть.<...>
 
Разволновало меня Ваше письмо. Начиная со второго октября Вы так много будете возиться со мной. Тут и два концерта и 2-й виолончельный, и 10-я симфония и Блок.<...>
В Репино я до 22 июля. Потом через Москву еду в Беловежскую Пущу».
(Из письма Д. Ойстраху).

2 августа 1967 г.
«Мой сын Максим очень хочет продирижировать премьеру концерта. Я сказал ему, что решение по этому вопросу принадлежит Вам.
Если Вы согласитесь с ним сыграть концерт, то пусть как и будет, если же Вы не захотите, то пусть так и будет. Во всяком случае я очень прошу Вас серьезно поговорить с Максимом на эту тему, если, конечно, у Вас будет время. Во всяком случае Максиму надо разъяснить, что премьера нового сочинения – это дело ответственное».
(Из письма Д. Ойстраху).

30 августа 1967 г., Жуковка.  
«Очень жалко, что Вам не удалось пожить в Беловежской пуще. Но это, надо надеяться, Вам удастся в будущем.
Удивительно прекрасное место земного шара.
Вернувшись домой, я почувствовал, насколько там лучше.
Кроме того, мне ужасно не хватает общества зубров, оленей и кабанов, с которыми я много проводил времени.
Очень симпатичные олени и кабанята. Кабаны очень свирепы. А зубры просто вызывают страх, когда уставляют на вас свой мутный и свирепый взор.
Может быть, с 23 по 30 сентября мы будем в Ленинграде. Недавно Ирина приобрела пластинку с цыганскими песнями. Это так хорошо, что лучше невозможно представить. Великолепно поет певица Волшанинова. Когда ее слушаешь, то льются слезы и появляется горячее желание выпить и закусить. Если такая пластинка Вам попадется, то обязательно купите ее и слушайте. Недаром Лев Толстой так любил цыганское пение.<...>
Я сейчас ничего не пишу. Да и «творческих планов» на будущее нету.
...если еще не прочли, то прочтите обязательно «Христиане», «Жили-были» и «Губернатор» Леонида Андреева. Д. Ш.»
 (Из письма Б. Тищенко).

6 декабря 1967 г., Москва.
«19 ноября весь концерт транслировался по нашему радио. Звучало очень хорошо. Прослушал я весь концерт. Мой концерт в Вашем исполнении прозвучал замечательно. Я получил огромную радость. Спасибо Вам самое горячее.
Я пока еще нахожусь с больнице. Думаю, что 15-го – 20-го декабря уже вернусь домой.
Часто кручу запись моих блоковских романсов и 2-й концерт. И много думаю о том, какое для меня великое счастье иметь таких исполнителей, как Вы. Хочется скорее Вас видеть  и слышать в «живом звучании», а не по радио или по магнитофону.<...>
Горячо любящий и благодарный
Д. Шостакович».
(Из письма Д. Ойстраху).

8 декабря 1967 г., Москва.
«Благодаря большому количеству свободного времени на меня наваливаются в большом количестве воспоминания. Я много  думаю об ушедшем навсегда времени, об ушедших навсегда людях, друзьях знакомых. Но лучше иметь мало свободного времени, тогда воспоминания не беспокоят».
(Из письма Б. Тищенко).

Лео Арнштам:
«Последняя моя с ним работа – фильм «Софья Перовская». Он лежит со сломанной ногой в очень трудном и тяжелом состоянии – в гипсе, нога подвешена. Я понимаю, что в этом состоянии человек не может работать. Я пришел к нему и говорю: «Слушай, давай попросим кого-нибудь из близких тебе и мне людей, чтобы они сделали музыку. Я понимаю, что ты не можешь».
– Как не могу? Я тебе обещал – значит, я это сделаю.
– Ну как же ты сделаешь?
– Это тебя не касается, единственное, что я тебя прошу, покажи мне хоть немножко, я не видел ни одного кадра.
Это было довольно сложно сделать. Мы взяли передвижку и показывали ему на стене в его комнате (он уже лежал не в больнице) куски фильма.
Как он работал, я не могу себе до сих пор представить, но он не сделал ни одной ошибки. Все, что нужно было сделать для этого фильма, он сделал совершенно безукоризненно.
Это была последняя моя с ним работа, больше мне уже не пришлось встретиться с ним как с композитором моего фильма, и я никогда не смогу забыть того упрямого человеческого достоинства, с каким Шостакович нес и свою болезнь, и свою, так сказать, слабость человеческую. Это было все пересилено, пересилено только силой великого духа, который в нем жил до последней минуты его жизни».
(Из интервью, взятого О. Дворниченко).







1906-1915
1916-1918
1919
1920-1921
1922
1923
1924
1925
1926
1927
1928
1929
1930
1931
1932
1933
1934
1935
1936
1937
1938
1939
1940
1941
1942
1943
1944
1945
1946
1947
1948
1949
1950
1951
1952
1953
1954
1955
1956
1957
1958
1959
1960
1961
1962
1963
1964
1965
1966
1967
1968
1969
1970
1971
1972
1973
1974
1975
РУС
ENG