Документальная хроника
Сочинения
Фотоальбом
Дискография
Шостакович сегодня
Об авторах
Информационные ресурсы




1968

14 сентября – премьера Двенадцатого квартета (ор.133).

Избран членом-корреспондентом Баварской академии изящных искусств.

24 сентября 1968 г., Жуковка.
«Завтра мне исполнится 62 года. Люди такого возраста любят пококетничать, отвечая на вопрос «если бы вы вновь родились, то как  бы вы провели ваши 62 года, как и эти?» – «Да, конечно, были неудачи, были огорчения, но в целом я провел бы эти 62 года так же».
Я же на вопрос, если бы он мне был поставлен, ответил бы: "Нет! Тысячу раз нет!"».
(Из письма И. Гликману).


«У нас все пишут симфонии, хотя далеко не все умеют это делать и имеют что сказать в этом жанре. Иногда, кажется, автора заботит лишь одно – чтобы, как в канонических образцах, непременно была героическая главная тема, лирическая побочная, ну, как полагается, экспозиция, разработка, реприза и т. д. Заботит форма, а не мысль. Мысль же и большое чувство начинают отходить на второй и даже на третий план. Неужели же обязательно таким авторам во что бы то ни стало писать симфонии?! А вспомните, у Шопена не было ни одной симфонии, но ведь это отнюдь не снижает значения его творчества... Меня больше всего огорчает, что часто даже очень одаренные люди пишут формально, обязательно с "жизнеутверждающим финалом"».
(Правда, 1967, 12 сентября).

2 ноября 1968 г.
Письмо Д. Д. Шостаковича Председателю Президиума Верховного Совета СССР:
«В ответ на Ваше письмо от 21 октября с. г. сообщаю Вам сведения о моей депутатской работе.
За прошедшие два года мною было получено 175 писем-заявлений, из них: 105 по жилищным вопросам, 20 – от осужденных о помиловании и 50 по разным бытовым и общественным вопросам. На все письма я отвечал и по многим вопросам обращался в различные организации об удовлетворении просьб избирателей.
Я выезжал в Горький и 5 раз встречался с избирателями в горьковском Облисполкоме. Мною было принято 148 человек. Также неоднократно я встречался с горьковскими музыкантами и студентами Горьковской консерватории для консультаций и помощи по творческим и бытовым вопросам.<...>
К сожалению, из-за тяжелого заболевания (инфаркт), а затем перелом ноги я, в общей сложности, в течение года не мог заниматься депутатской работой».

22 ноября 1968 г., Москва.
«Дорогой Додик!
С волнением и трепетом посылаю тебе «партитуру», скрипичную партию и предварительную запись скрипичной сонаты. Вчера М. С. Вайнберг и Б. А. Чайковский почти с листа, на двух роялях играли мою сонату, а я их записывал. М. С. играл партию рояля, а Б. А. партию скрипки.
Я решился послать тебе эту запись, полагая, что так все-таки тебе будет легче познакомиться с этим opus’ом.
Конечно Вайнберг и Чайковский люди в высшей степени талантливые и мои указания насчет характера исполнения, темпа и т. п. они выполняли очень хорошо. Правда в третьей части, в цифре 65 такт 9, цифре 66 такт 4 и в цифре 76 такт 4., Б. А. Чайковский несколько перетягивал ферматы».
(Из письма Д. Ойстраху).

Дмитрий Цыганов:
«Во время репетиции я сказал: «Дмитрий Дмитриевич, фирма «Мелодия» попросила нас записать твой последний квартет». – «Как последний? – воскликнул Шостакович. – Вот когда напишу все квартеты, тогда и будет последний». – «Сколько же ты собираешься написать?» Шостакович ответил: «Двадцать четыре. Разве ты не заметил, что тональности не повторяются? Я напишу все двадцать четыре квартета. Хочу, чтобы это был законченный цикл».
(Цит. по: Хентова. С. Шостакович. Т. 2. С. 508–509).







1906-1915
1916-1918
1919
1920-1921
1922
1923
1924
1925
1926
1927
1928
1929
1930
1931
1932
1933
1934
1935
1936
1937
1938
1939
1940
1941
1942
1943
1944
1945
1946
1947
1948
1949
1950
1951
1952
1953
1954
1955
1956
1957
1958
1959
1960
1961
1962
1963
1964
1965
1966
1967
1968
1969
1970
1971
1972
1973
1974
1975
РУС
ENG