Документальная хроника
Сочинения
Фотоальбом
Дискография
Шостакович сегодня
Об авторах
Информационные ресурсы




Опус 15

«Нос», опера в трех действиях, десяти картинах по повести Н. В. Гоголя

Либретто Е. Замятина, Г. Ионина, А. Прейса и Д. Шостаковича

Закончена в 1928 году

Длительность:  109’20".
Премьера:  18 января 1930 года. Ленинград. Государственный академический Малый оперный театр (МАЛЕГОТ). Режиссер Н. Смолич. Дирижер С. Самосуд.
Рукописи:  Партитура Universal Edition (Vien). Отдельные номера: ЦГАЛИ (ф.2048, оп.2, ед.хр.30).
Первое издание:  М., Музфонд, 1970.
Клавир. Л., «Сокол», 1929.


«...сюжет этот привлек своим фантастическим, нелепым содержанием, изложенным Гоголем в сугубо реалистических тонах.
В "Носе" Гоголь, пользуясь странным происшествием пропажи носа у коллежского асессора Ковалева, создает замечательную сатиру на эпоху Николая I. Выводит там беспомощного пошляка Ковалева, который не придумал ничего лучшего, как заявить о пропаже носа в газете; тупого чиновника из газетной экспедиции, квартального надзирателя, одержимого административным восторгом; взяточника, пьяницу-парикмахера с его сварливой женой и многих других лиц. Типичных своим ничтожеством, на общем фоне полицейско-чиновничьей эпохи. Занимательный сюжет рождает много эффектных театральных положений».
(Шостакович Д. К премьере «Носа». — Рабочий и театр, 1929, № 24)


«Здесь упор на подачу текста. Добавлю, что музыка не носит нарочито "пародийной" окраски. Нет! Несмотря на весь комизм происходящего на сцене, музыка не комикует. Считаю это правильным, так как Гоголь все комические происшествия излагает в серьезном тоне. В этом сила и достоинство гоголевского юмора. Он не "острит". Музыка тоже старается не "острить"».
(Рабочий и театр, 1930, № 3)


«Сатирический текст Гоголя я не счел нужным усиливать "иронической" или "пародийной" окраской музыки, а, наоборот, дал ему вполне серьезное музыкальное сопровождение. Контраст комического действия и серьезной музыки симфонического характера призван создать основной театральный эффект, прием этот кажется тем более оправданным, что и сам Гоголь излагает комические перипетии сюжета в нарочито серьезном тоне...
Музыка написана не по номерам, а в виде непрерывного симфонического тона, однако без системы лейтмотивов. Каждый акт является частью единой музыкально- театральной симфонии. Большую роль играет хор и вокальные ансамбли... »
(Красная газета. 24 июля)


«Сочиняя оперу, я менее всего руководствовался тем, что опера есть по преимуществу музыкальное произведение. В «Носе» элементы действия и музыки уравнены. Ни то, ни другое не занимает преобладающего места. Таким образом, я попытался создать синтез музыки и театрального представления».


Борис Покровский:
«Есть много хороших опер, по музыке которые по существу операми не являются. Просто композитор написал на сюжет музыку с приблизительным соблюдением условий жанра. А настоящее оперное произведение должно давать синтез музыки и действия.
Композитор — создатель оперы, является и драматургом. Он драму пишет музыкой. Такого композитора в оперном театре легко ставить. Нужно только знать его правила игры, быть с ним заодно. Действительно, Шостакович в «Носе» оставил поле для различных вариантов решения артистов в практике того или иного образа, режиссера — в том или ином решении действия. Но сама суть драматургии, характер конфликта драматическая наполненность, безусловно, заложены в самой музыке. Ничего не нужно выдумывать. Все есть а музыке».
(Из интервью, взятого автором. Публикуется впервые).
 

И. И. Соллертинский:
«Зритель не смотрит оперу глазами героев. Не отождествляет себя с ними. Зритель выбирает, зритель активен. Слово на сцене обыграно до последних возможностей. Более того, сохранен основной сатирический прием гоголевского сказа. Гоголь, как виртуозный рассказчик, предает все нелепые приключения Ковалева совершенно серьезным и деловым тоном, отчего комизм возрастает до чрезвычайных пределов. Точно так же поступает Шостакович. Гоголь выглядит таким, каким его недавно показал Мейерхольд в «Ревизоре». Не забудем, что опера написана 22-летним композитором. Это говорится не для снисхождения автору, ибо произведение удовлетворяет самым строгим требованиям, но для поистине грандиозных возможностей, открывающихся перед Шостаковичем».
1930 г.


«Автор оперы «Нос» обращается в Вам со следующей просьбой: я Вас прошу сделать немедленное распоряжение о немедленном снятии оперы «Нос». <...> «Нос» провалился. В то же время «Нос» сделал свое дело — «Нос» может уйти. Я убежден в том, что «Нос» это одно из удачнейших моих сочинений. Постановка в б. Михайловском театре меня в этом еще более убедила. Путь «Носа» — правильный путь. Но если «Нос» не воспринимается так, как бы мне этого хотелось, то «Нос» надлежит снять. <...> Я еще раз приношу мою громадную благодарность Вам за то, что «Нос» увидел свет рампы, благодарен на всю жизнь. А теперь прошу Вас эту оперу снять.
P.S. <...> Прошу Вас держать мое письмо и мою просьбу в совершенном секрете».
(Из письма З. Любимскому).

 




Опус 1
Опус 2
Опус 3
Опус 4
Опус 5
Опус 6
Опус 7
Опус 8
Опус 9
Опус 10
Опус 11
Опус 12
Опус 13
Опус 14
Опус 15
Опус 15а
Опус 16
Опус 17
Опус 18
Опус 19
Опус 20
Опус 21
Опус 22
Опус 23
Опус 24
Опус 25
Опус 26
Опус 27
Опус 28
Опус 29/114
Опус 30
Опус 31
Опус 32
Опус 33
Опус 34
Опус 35
Опус 36
Опус 37
Опус 38
Опус 39
Опус 40
Опус 41
Опус 41а
Опус 42
Опус 43
Опус 44
Опус 45
Опус 46
Опус 47
Опус 48
Опус 49
Опус 50
Опус 51
Опус 52
Опус 53
Опус 54
Опус 55
Опус 56
Опус 57
Опус 58
Опус 58а
Опус 59
Опус 60
Опус 61
Опус 62
Опус 63
Опус 63а
Опус 64
Опус 65
Опус 66
Опус 67
Опус 68
Опус 69
Опус 70
Опус 71
Опус 72
Опус 73
Опус 74
Опус 75
Опус 76
Опус 77
Опус 78
Опус 79
Опус 80
Опус 81
Опус 82
Опус 83
Опус 84
Опус 85
Опус 86
Опус 87
Опус 88
Опус 89
Опус 90
Опус 91
Опус 92
Опус 93
Опус 94
Опус 95
Опус 96
Опус 97
Опус 98
Опус 99
Опус 100
Опус 101
Опус 102
Опус 103
Опус 104
Опус 105
Опус 106
Опус 107
Опус 108
Опус 109
Опус 110
Опус 111
Опус 112
Опус 113
Опус 114/29
Опус 115
Опус 116
Опус 117
Опус 118
Опус 119
Опус 120
Опус 121
Опус 122
Опус 123
Опус 124
Опус 125
Опус 126
Опус 127
Опус 128
Опус 129
Опус 130
Опус 131
Опус 132
Опус 133
Опус 134
Опус 135
Опус 136
Опус 137
Опус 138
Опус 139
Опус 140/62
Опус 141
Опус 142
Опус 143
Опус 144
Опус 145
Опус 146
Опус 147

РУС
ENG