Документальная хроника
Сочинения
Фотоальбом
Дискография
Шостакович сегодня
Об авторах
Информационные ресурсы




Опус 22

«Золотой век», балет в трех действиях (первоначальное название «Динамиада»).

1929—1930

Либретто А. Ивановского.

Премьера:  26 октября 1930 г. Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Балетмейстеры Э. Каплан и В. Вайонен. Дирижер А. Гаук.
Балет «Золотой век» возрожден на сцене Большого театра Союза ССР с либретто И. Гликмана и Ю. Григоровича.
Премьера в новой редакции:  4 ноября 1982 года. Балетмейстер Ю. Григорович.
Рукописи:  Клавир — ЛГАЛИ (ф.9539, № 23791).
Местонахождение автографа партитуры неизвестно.
Премьеры за рубежом:  Постановки балета осуществлены в Дуйсбурге, Дюссельдорфе, Берлине, Варшаве.

 

Соч. 22а. Сюита для оркестра из музыки балета «Золотой век»

1. Вступление
2. Адажио
3. Полька
4. Танец

Первое исполнение: 19 марта 1930 года. Оркестр Ленинградской Филармонии. Дирижер А. Гаук.
Длительность:  17,5’.
Первое издание:  М., Музгиз, 1935 г.
Рукопись:  ГЦММК (ф.32, ед.хр.39)


«В основу музыки к балету "Золотой век" входят два элемента: музыка, относящаяся к современной западноевропейской буржуазной культуре, и музыка пролетарской культуры. Сопоставление двух культур явилось моей главной задачей при сочинении "Золотого века". Эта задача выполнялась так: западноевропейские танцы носят характер нездоровой эротики, что столь характерно для современной буржуазной культуры, советские же танцы я считал необходимым насытить элементами здоровой физкультуры и спорта. Иначе я не мыслю себе развитие советского танца. Я считал необходимым писать музыку не только такую, под которую удобно танцевать, но и одраматизировать самую музыкальную сущность, дать музыке настоящую симфоническую напряженность и драматическое развитие».
(«Золотой век». Буклет к спектаклю. — Л., 1930)


«...с желтыми, как солнечные пятна, декорациями и костюмами... Когда после необычайно динамичного действия вся масса вдруг останавливалась и плыла медленно как при киносъемке «рапид», я переставал слышать музыку из-за оваций зрительного зала... Незабываемый вечер!»
(Из письма неизвестному адресату. 1930 г.)


«26-го и 27-го октября состоялись премьеры моего балета «Золотой век». Работа над этой постановкой меня научила очень многому. Я лишний раз убедился, что во всяком музыкальном спектакле главную, [а не] служебную роль играет музыка, и если постановкой спектакля этого не учитывается, то спектакль не удается.<...> Сцена сама по себе, музыка сама по себе. Провалился спектакль или не провалился, это покажет будущее. <...> В моих же глазах спектакль провалился. <...> Может быть, Вы помните историю зарождения этого балета? Напомню: я  руками и ногами отбивался от предложенного мне либретто. <...> Так или иначе, балет я написал... я не могу его с пеной у рта защищать, так как сам знаю, что «Золотой век» по причине художественного содержания, есть произведение антихудожественное. И в том, что я написал антихудожественное произведение, виноваты Вы, Любинский, Соллертинский, Гординский и другие. За музыкальную часть «Золотого века» я отвечаю: она, на мой взгляд, на редкость удачна (в сравнении со многим, что я делал), но теперь я буду сочинять вещи на сюжеты, которые будут меня по-настоящему волновать. А такие провалы (с моей точки зрения), каким является «Золотой век», пережить нелегко».
(Из письма Н.Смоличу)

 

 




Опус 1
Опус 2
Опус 3
Опус 4
Опус 5
Опус 6
Опус 7
Опус 8
Опус 9
Опус 10
Опус 11
Опус 12
Опус 13
Опус 14
Опус 15
Опус 15а
Опус 16
Опус 17
Опус 18
Опус 19
Опус 20
Опус 21
Опус 22
Опус 23
Опус 24
Опус 25
Опус 26
Опус 27
Опус 28
Опус 29/114
Опус 30
Опус 31
Опус 32
Опус 33
Опус 34
Опус 35
Опус 36
Опус 37
Опус 38
Опус 39
Опус 40
Опус 41
Опус 41а
Опус 42
Опус 43
Опус 44
Опус 45
Опус 46
Опус 47
Опус 48
Опус 49
Опус 50
Опус 51
Опус 52
Опус 53
Опус 54
Опус 55
Опус 56
Опус 57
Опус 58
Опус 58а
Опус 59
Опус 60
Опус 61
Опус 62
Опус 63
Опус 63а
Опус 64
Опус 65
Опус 66
Опус 67
Опус 68
Опус 69
Опус 70
Опус 71
Опус 72
Опус 73
Опус 74
Опус 75
Опус 76
Опус 77
Опус 78
Опус 79
Опус 80
Опус 81
Опус 82
Опус 83
Опус 84
Опус 85
Опус 86
Опус 87
Опус 88
Опус 89
Опус 90
Опус 91
Опус 92
Опус 93
Опус 94
Опус 95
Опус 96
Опус 97
Опус 98
Опус 99
Опус 100
Опус 101
Опус 102
Опус 103
Опус 104
Опус 105
Опус 106
Опус 107
Опус 108
Опус 109
Опус 110
Опус 111
Опус 112
Опус 113
Опус 114/29
Опус 115
Опус 116
Опус 117
Опус 118
Опус 119
Опус 120
Опус 121
Опус 122
Опус 123
Опус 124
Опус 125
Опус 126
Опус 127
Опус 128
Опус 129
Опус 130
Опус 131
Опус 132
Опус 133
Опус 134
Опус 135
Опус 136
Опус 137
Опус 138
Опус 139
Опус 140/62
Опус 141
Опус 142
Опус 143
Опус 144
Опус 145
Опус 146
Опус 147

РУС
ENG