Документальная хроника
Сочинения
Фотоальбом
Дискография
Шостакович сегодня
Об авторах
Информационные ресурсы




Опус 60

Симфония № 7 до мажор

Написана в Ленинграде в 1941 году, в первые месяцы войны.

Партитура завершена 27 декабря 1941 года в Куйбышеве.

1. Allegretto

2. Moderato (poco allegretto)

3. Adagio

4. Allegro non troppo
(3 и 4 части без перерыва)

Посвящение:  «Городу Ленинграду».
Длительность:  75’
Премьеры:  5 марта 1942 г. Куйбышев, Дворец культуры. Оркестр Большого театра СССР. Дирижер С. Самосуд.
 
Концерт транслировался по всем радиостанциям Советского Союза и за границу. Радиопередаче предшествовало выступление перед микрофоном Д. Шостаковича.
29 марта 1942 г. сочинение прозвучало в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. Дирижер С. Самосуд.
9 июля 1942 г. — в Новосибирске. Оркестр Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского.
9 августа 1942 г. симфония № 7 прозвучала в блокадном Ленинграде. В Большом зале Ленинградской филармонии ее исполнил оркестр п/у К. И. Элиасберга.

Премьеры за рубежом:  22 июня 1942 г. Лондон. Оркестр Лондонской филармонии. Дирижер Г. Вуд.
19 июля 1942 г. Нью Йорк. Оркестр Национальной Радиокорпорации США. Дирижер А. Тосканини.
14 августа 1942 г. Бостон. Симфонический оркестр. Дирижер С. Кусевицкий.
10 сентября 1942 г. Мехико. Дирижер К. Чавес.
В 1942—1943 гг. симфония прозвучала также в Канаде, Аргентине, Перу и Уругвае. В сезоне 1945/46 гг. состоялись первые исполнения симфонии в Париже, Праге, Белграде, Риме, Осло, Вене, Софии, Будапеште, Копенгагене, Кракове, Загребе. В сезоне 1946/47 гг. симфония была исполнена в Берлине.
Первое издание:  Музгиз, 1942 г.
Рукописи:  Автограф партитуры — ГЦММК (ф.32, ед.хр.2).


«Свою седьмую Ленинградскую симфонию я писал быстро. Я не мог ее не писать. Кругом шла война. Я должен был быть вместе с народом, я хотел создать образ нашей сражающейся страны, запечатлеть его в музыке. С первых дней войны я сел за рояль и начал работать. Работал напряженно, мне хотелось написать произведение о наших днях, о моих современниках, которые не жалели сил и жизни во имя победы над врагом.
В перерывах между работой я выходил на улицу и с болью и гордостью смотрел на любимый город. Он стоял опаленный пожарами, испытавший все страдания войны. Ленинград боролся. Это была мужественная борьба.
К концу 1941 года я закончил эту симфонию, написанную словно на едином дыхании...»
(Шостакович Д. Как рождается музыка. — Литературная газета, 1965, 21 декабря)


«Мои дорогие друзья! Я говорю с вами из Ленинграда, в то время как у самых ворот его идут жестокие бои с врагом... Я говорю с фронта.
Вчера утром я закончил партитуру второй части моего нового симфонического сочинения. <...> Я сообщаю об этом для того, чтобы все знали: опасность, грозящая Ленинграду, не оборвала его полнокровной жизни. <...> Все мы несем сейчас свою боевую вахту. <...> Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашей Родине, нашей жизни, нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу Родину, нашу жизнь, нашу музыку, будем же честно и самоотвержено работать!»
(Из выступление по ленинградскому радио 16 сентября 1941 года)


«Первая часть этого произведения была мною закончена 3 сентября, вторая — 17 сентября, а третья — 29 сентября.
Сейчас я заканчиваю последнюю, четвертую часть. Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас».
(Вечерняя Москва, 1941, 8 октября)


«Экспозиция первой части повествует о счастливой мирной жизни людей, уверенных в себе и своем будущем. Это простая, мирная жизнь, какой до войны жили тысячи ленинградских ополченцев, весь город, вся наша страна.
В разработке в мирную жизнь этих людей врывается война. Я не стремлюсь к натуралистическому изображению войны, изображению лязга оружия, разрыва снарядов и т. п. Я стараюсь передать образ войны эмоционально. Собственно говоря, то, что я называю разработкой, является скорее эпизодом в первой части, так как она написана в форме, более всего приближающейся к рондо- сонате.
В репризе возвращаются те же темы, что были в экспозиции. Но здесь они носят совершенно другой характер. Реприза — траурный марш или, вернее, ревием о жертвах войны. Простые люди чтят память своих героев. Как мне нужны были слова для этого эпизода! Но нигде я их не мог найти. Был момент, когда я сам собирался их писать. Впрочем, теперь я даже рад, что слов нет, потому что это очень бы осложнило партитуру. После реквиема идет еще более трагический эпизод. Я не знаю, как охарактеризовать эту музыку. Может быть в ней — слезы матери или даже чувство, когда скорбь так велика, что слез уже не остается. Эти два лирических фрагмента приводят к заключению первой части, к апофеозу жизни, солнца. В самом конце опять возникает отдаленный грохот, напоминающий о том, что война продолжается. <...> Вторая и третья части симфонии не связаны какой-либо прграммой. Они предназначены, чтобы служить лирической разрядкой. Еще Шекспир учил, что нельзя держать зрителя в состоянии постоянного напряжения. В этом смысле меня всегда восхищала сцена с могильщиками в "Гамлете". Вторая часть симфонии — очень лирическое скерцо. Юмора в ней маловато, но для меня она чем-то связана со скерцо из квмнтета. Третья часть — патетическое адажио, драматический центр произведения».
(Шостакович Д. В дни обороны Ленинграда. — Советское искусство, 1941, 9 октября)

 




Опус 1
Опус 2
Опус 3
Опус 4
Опус 5
Опус 6
Опус 7
Опус 8
Опус 9
Опус 10
Опус 11
Опус 12
Опус 13
Опус 14
Опус 15
Опус 15а
Опус 16
Опус 17
Опус 18
Опус 19
Опус 20
Опус 21
Опус 22
Опус 23
Опус 24
Опус 25
Опус 26
Опус 27
Опус 28
Опус 29/114
Опус 30
Опус 31
Опус 32
Опус 33
Опус 34
Опус 35
Опус 36
Опус 37
Опус 38
Опус 39
Опус 40
Опус 41
Опус 41а
Опус 42
Опус 43
Опус 44
Опус 45
Опус 46
Опус 47
Опус 48
Опус 49
Опус 50
Опус 51
Опус 52
Опус 53
Опус 54
Опус 55
Опус 56
Опус 57
Опус 58
Опус 58а
Опус 59
Опус 60
Опус 61
Опус 62
Опус 63
Опус 63а
Опус 64
Опус 65
Опус 66
Опус 67
Опус 68
Опус 69
Опус 70
Опус 71
Опус 72
Опус 73
Опус 74
Опус 75
Опус 76
Опус 77
Опус 78
Опус 79
Опус 80
Опус 81
Опус 82
Опус 83
Опус 84
Опус 85
Опус 86
Опус 87
Опус 88
Опус 89
Опус 90
Опус 91
Опус 92
Опус 93
Опус 94
Опус 95
Опус 96
Опус 97
Опус 98
Опус 99
Опус 100
Опус 101
Опус 102
Опус 103
Опус 104
Опус 105
Опус 106
Опус 107
Опус 108
Опус 109
Опус 110
Опус 111
Опус 112
Опус 113
Опус 114/29
Опус 115
Опус 116
Опус 117
Опус 118
Опус 119
Опус 120
Опус 121
Опус 122
Опус 123
Опус 124
Опус 125
Опус 126
Опус 127
Опус 128
Опус 129
Опус 130
Опус 131
Опус 132
Опус 133
Опус 134
Опус 135
Опус 136
Опус 137
Опус 138
Опус 139
Опус 140/62
Опус 141
Опус 142
Опус 143
Опус 144
Опус 145
Опус 146
Опус 147

РУС
ENG