Документальная хроника
Сочинения
Фотоальбом
Дискография
Шостакович сегодня
Об авторах
Информационные ресурсы




Опус 65

Симфония № 8 до минор.

1943

1. Adagio. Allegro non troppo

2. Allegretto

3. Allegro non troppo

4. Largo

5. Allegretto (3, 4, 5 части без перерыва).

Посвящение:  «Евгению Александровичу Мравинскому».

Длительность:  62’.
Премьера:  4 ноября 1943 г. Москва, Большой зал консерватории, Государственный симфонический оркестр СССР п/у Е. Мравинского.
Премьеры за рубежом: 2 апреля 1944 г. Нью-Йорк. Симфонический оркестр Нью-Йоркской филармонии. Дирижер А. Радзинский.
21 апреля 1944 г. Бостон. Бостонский симфонический оркестр. Дирижер С. Кусевицкий.
26 мая 1944 г. Мехико. Дирижер К. Чавес.
23 июля 1944 г. Лондон. Симфонический оркестр Би-Би-Си. Дирижер Г. Вуд.
28 февраля 1946 г. Дирижер Р. Дезормьер.
Рукописи:  Автограф партитуры ЦГАЛИ (ф.2048, оп.1, ед.хр.9, 10).
Первое издание:  Музгиз, 1946 г.


«На днях я закончил работу над своей новой, Восьмой, симфонией. Написал ее очень быстро — за два месяца с небольшим. Когда я закончил свою Седьмую симфонию, предполагал писать оперу, балет, начинал работать над героической ораторией о защитниках Москвы. Но работу над ораторией все же отложил и принялся за Восьмую симфонию.
<...> сюжетных моментов в ней нет. Она отражает мои мысли и переживания... Восьмая симфония имеет много внутренних конфликтов, и трагических, и драматических. Но в целом это оптимистическое, жизнеутверждающее произведение. Первая часть представляет собой большое адажио, в своей кульминации достигающее значительного драматического напряжения. Вторая часть — марш с элементами скерцо, третья — очень действенный, динамичный марш. Четвертая часть, несмотря на маршеобразную форму, носит грустный характер. Финальная, пятая часть — светлая, радостная музыка пасторального свойства, с разного рода танцевальными элементами, наигрышами народного характера.
<...>
Идейно-философскую концепцию моего нового произведения я могу выразить очень кратко, всего двумя словами: жизнь прекрасна. Все темное, мрачное сгинет, уйдет, восторжествует прекрасное».
(Восьмая симфония, Беседа с композитором Д. Шостаковичем. — Литература и искусство, 1943, 18 сентября)


Е. Мравинский:
«У Шостаковича, если можно так выразиться, абсолютный оркестровый слух. Он слышит и оркестр в целом и каждый инструмент в отдельности — и мысленно и в реальном звучании.
Вспоминаю такой случай. Мы репетировали Восьмую симфонию.
В первой части незадолго до генеральной кульминации есть эпизод, в котором английский рожок забирается довольно высоко, во вторую октаву. Рожок здесь дублируется гобоями и виолончелями и почти неразличим в общем звучании оркестра. Учитывая это, исполнитель сыграл на репетиции свою партию октавой ниже, чтобы поберечь губы перед большим ответственным соло, которое следует сразу за кульминацией. Услышать английский рожок в мощном звучании оркестра и обнаружить маленькую хитрость исполнителя было почти невозможно. Я, признаться, не заметил ее. Но вдруг за моей спиной из партера раздался голос Шостаковича: «Почему английский рожок играет октавой ниже?» Мы все обомлели. Оркестр остановился и после секунды молчания разразился аплодисментами».
(Мравинский Е.А. Тридцать лет с музыкой Шостаковича)

 




Опус 1
Опус 2
Опус 3
Опус 4
Опус 5
Опус 6
Опус 7
Опус 8
Опус 9
Опус 10
Опус 11
Опус 12
Опус 13
Опус 14
Опус 15
Опус 15а
Опус 16
Опус 17
Опус 18
Опус 19
Опус 20
Опус 21
Опус 22
Опус 23
Опус 24
Опус 25
Опус 26
Опус 27
Опус 28
Опус 29/114
Опус 30
Опус 31
Опус 32
Опус 33
Опус 34
Опус 35
Опус 36
Опус 37
Опус 38
Опус 39
Опус 40
Опус 41
Опус 41а
Опус 42
Опус 43
Опус 44
Опус 45
Опус 46
Опус 47
Опус 48
Опус 49
Опус 50
Опус 51
Опус 52
Опус 53
Опус 54
Опус 55
Опус 56
Опус 57
Опус 58
Опус 58а
Опус 59
Опус 60
Опус 61
Опус 62
Опус 63
Опус 63а
Опус 64
Опус 65
Опус 66
Опус 67
Опус 68
Опус 69
Опус 70
Опус 71
Опус 72
Опус 73
Опус 74
Опус 75
Опус 76
Опус 77
Опус 78
Опус 79
Опус 80
Опус 81
Опус 82
Опус 83
Опус 84
Опус 85
Опус 86
Опус 87
Опус 88
Опус 89
Опус 90
Опус 91
Опус 92
Опус 93
Опус 94
Опус 95
Опус 96
Опус 97
Опус 98
Опус 99
Опус 100
Опус 101
Опус 102
Опус 103
Опус 104
Опус 105
Опус 106
Опус 107
Опус 108
Опус 109
Опус 110
Опус 111
Опус 112
Опус 113
Опус 114/29
Опус 115
Опус 116
Опус 117
Опус 118
Опус 119
Опус 120
Опус 121
Опус 122
Опус 123
Опус 124
Опус 125
Опус 126
Опус 127
Опус 128
Опус 129
Опус 130
Опус 131
Опус 132
Опус 133
Опус 134
Опус 135
Опус 136
Опус 137
Опус 138
Опус 139
Опус 140/62
Опус 141
Опус 142
Опус 143
Опус 144
Опус 145
Опус 146
Опус 147

РУС
ENG