Документальная хроника
Сочинения
Фотоальбом
Дискография
Шостакович сегодня
Об авторах
Информационные ресурсы




Опус 144

Квартет № 15 для двух скрипок, альта и виолончели. Ми-бемоль минор.

Завершен 17 мая 1974 года.

Элегия

Серенада

Интермеццо

Ноктюрн

Траурный марш

Эпилог

Посвящение:  «Памяти Сергея Петровича Ширинского».Длительность: 37’.
Премьеры:  25 октября 1974 года. Ленинград. Дом композиторов; 15 ноября 1974 года — Малый зал имени М. И. Глинки в Ленинграде в исполнении Квартета имени Танеева. 11 января 1975 года Квартет имени Бетховена осуществил московскую премьеру квартета в Малом зале консерватории.
Первое издание:  Партитура напечатана издательством «Музыка» в 1975 году.
Рукописи:  Автограф партитуры хранится в семейном архиве композитора.

 
«Стало уже традицией, что все мои последние квартеты впервые звучат в Ленинграде. Обычно исполняет их Квартет имени Бетховена. Но из-за смерти замечательного виолончелиста С. П. Ширинского ансамбль не смог выступать. Поэтому впервые попросил сыграть мое произведение новый для меня коллектив — Квартет имени Танеева».
(Д. Шостакович: «Посвящаю победе». — Вечерний Ленинград, 1974, 15 ноября)

Б. Тищенко:
«Вслед за Четырнадцатым квартетом появился, к великой нашей гордости последний квартет Шостаковича — Пятнадцатый. Это произведение, мне кажется, вообще уникальное. Это шесть медленнейших частей, почти все время на тихой звучности. Есть там такие откровения, которые, мне кажется, вообще трудно постичь смертному человеку. Мне кажется, что этот квартет вообще как бы речь из других сфер, что ли, если так можно выразиться, — слова здесь бессильны. Но у меня всегда такое ощущение, что это речь Дмитрия Дмитриевича после его смерти.
Очень много вот таких прозрений каких-то, если можно это назвать прозрениями — нам трудно судить о том, что будет с нами, — есть в музыке Пятнадцатого квартета, Пятнадцатой симфонии, в частности, удивительный финал, который как бы декларируется темой судьбы Вагнера, и потом вот эта судьба, судьба человеческой жизни, судьба человеческой смерти излагается в удивительной, пронзительной, тихой, тишайшей музыке».

(Из интервью, взятого О. Дворниченко. Публикуется впервые).




Опус 1
Опус 2
Опус 3
Опус 4
Опус 5
Опус 6
Опус 7
Опус 8
Опус 9
Опус 10
Опус 11
Опус 12
Опус 13
Опус 14
Опус 15
Опус 15а
Опус 16
Опус 17
Опус 18
Опус 19
Опус 20
Опус 21
Опус 22
Опус 23
Опус 24
Опус 25
Опус 26
Опус 27
Опус 28
Опус 29/114
Опус 30
Опус 31
Опус 32
Опус 33
Опус 34
Опус 35
Опус 36
Опус 37
Опус 38
Опус 39
Опус 40
Опус 41
Опус 41а
Опус 42
Опус 43
Опус 44
Опус 45
Опус 46
Опус 47
Опус 48
Опус 49
Опус 50
Опус 51
Опус 52
Опус 53
Опус 54
Опус 55
Опус 56
Опус 57
Опус 58
Опус 58а
Опус 59
Опус 60
Опус 61
Опус 62
Опус 63
Опус 63а
Опус 64
Опус 65
Опус 66
Опус 67
Опус 68
Опус 69
Опус 70
Опус 71
Опус 72
Опус 73
Опус 74
Опус 75
Опус 76
Опус 77
Опус 78
Опус 79
Опус 80
Опус 81
Опус 82
Опус 83
Опус 84
Опус 85
Опус 86
Опус 87
Опус 88
Опус 89
Опус 90
Опус 91
Опус 92
Опус 93
Опус 94
Опус 95
Опус 96
Опус 97
Опус 98
Опус 99
Опус 100
Опус 101
Опус 102
Опус 103
Опус 104
Опус 105
Опус 106
Опус 107
Опус 108
Опус 109
Опус 110
Опус 111
Опус 112
Опус 113
Опус 114/29
Опус 115
Опус 116
Опус 117
Опус 118
Опус 119
Опус 120
Опус 121
Опус 122
Опус 123
Опус 124
Опус 125
Опус 126
Опус 127
Опус 128
Опус 129
Опус 130
Опус 131
Опус 132
Опус 133
Опус 134
Опус 135
Опус 136
Опус 137
Опус 138
Опус 139
Опус 140/62
Опус 141
Опус 142
Опус 143
Опус 144
Опус 145
Опус 146
Опус 147

РУС
ENG